Одним из излюбленных приемов маркетинговых коммуникаций между компаниями и журналистами служат различные презенты. На пресс-конференции или презентации какого-нибудь нового товара или услуги представителям, как принято говорить, медиа дарят разные полезные, а чаще - бесполезные безделушки: шариковыеручки
, шоколадные сырки, деревца бонсай, кирпичи, светоотражатели, воздушных змеев, сумки, кепки и т. д. и т. п. Однажды Statoil даже презентовал журналистам талоны на бензин. Я лично тогда на «прессуху» опоздал и мне халявного бензина не досталось, поэтому в отместку до сих пор стараюсь не заправляться у этой компании. Такие сувениры - способ поднять настроение представителям четвертой власти, которые постоянно пишут о разных катастрофах и катаклизмах и поэтому часто пребывают в подавленном состоянии, способ оставить приятные воспоминания о фирме, которая устраивала мероприятие. Это можно рассматривать и как взятку. Недаром представители одной из латышских газет демонстративно не принимают таких подарков. Дескать, вы мне кепку, а мне потом совесть не позволит писать о вас объективно, то есть гадости. Говорят, что корреспонденты этой газеты настолько гордые и неподкупные, что даже на фуршет или какой-нибудь там «пресс-завтрак» приходят со своими бутербродами. Задача обслуживающей фирму PR-компании или ее собственного отдела общественных отношений - придумать какой-то запоминающийся презент, не такой, как у других. И в этом смысле на прошлой неделе сумели порадовать специалисты, нанятые Linstow Center Management, компанией, управляющей торговыми центрами Mols, Centrs, Dole, Alfa и Origo. Они презентовали каждому журналисту фаллический объект (на фото), который при ближайшем рассмотрении оказался трубкой-калейдоскопом. Знаете, в которую смотришь и видишь различные узоры, так сказать, «галлюцинации понарошку». Не знаю, какой символ содержал этот презент, однако то, что он запомнится - это, как говорится, «сто пудов». Дело в том, что посмотрев на коллегу, который вернулся с этой пресс-конференции, я с удивлением заметил под его глазами черные круги. «Когда успел получить по физиономии, - подумал я. - Ведь с утра ничего не было. Неужели на прессухе?» «Посмотри на себя», - парировал коллега после того, как я сообщил ему о своих наблюдениях. Зеркало отразило «синяк» и под моим глазом. И тут мы догадались о гениальной задумке специалистов по коммуникациям. Отличная, запоминающаяся коммуникация! Только в следующий раз просьба - сделать так, чтобы краска, которой пачкался пластмассовый наконечник калейдоскопа, смывалась легче, а то шутка в этот раз как-то затянулась. И еще. Настоящий специалист обязан каждый презент прежде всего опробовать на себе. Не важно, кепка это, ватрушка с тмином или баллончик со слезоточивым газом. А что насчет самой пресс-конференции, отчет о которой вы можете найти на этой же странице «Делового»? Здесь профессионалы от коммуникаций несколько слукавили. Они объявили одной из тем приход на рынок торговых центров нового игрока - не сенсация, но и на том спасибо. Каково же было разочарование журналистов, когда они узнали, что речь идет всего лишь об объединении перечисленных торговых центров под одним брендом. Это, знаете, все равно, как если бы председатель правления Linstow официально поменял бы имя и фамилию на Владимир Путин и газеты с телевидением раструбили: «Главой Linstow стал Владимир Путин». По форме - правда, а по сути - блеф.