“Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь...” Слова детской песенки знакомы каждому первоклашке. Но вряд ли современные школьники представляют себе, каково это — обмакивать перо в чернила, потом аккуратно выводить слова в тетради. Когда-то наши бабушки и дедушки часами просиживали за партами, осваивая премудрости письма. В школьном расписании давно нет такого урока, как “чистописание”. Он растворился во времени, остались лишь минутки чистописания в начальных классах. Отыскать пропажу попытались в музее “Дом Машарова”, устроив для первоклассников 1 сентября “Потерянный урок”. Так назвали небольшую выставку, рассказывающую о вещах, необходимых школьнику в прошлом. Далеком и не очень. Мальчишки и девчонки, заглянувшие в музей в День знаний, словно вымерших динозавров, рассматривали канцелярские гусиные перья, медные чернильницы, напольные счеты, грифельную доску и такую же, грифельную, тетрадь, старинные чертежные принадлежности, ластики, ученическую парту 60-х годов XX века. Этот экспонат попал в музей из 23-й тюменской школы. Посетителям выставки разрешается посидеть за партой (если сумеют втиснуться), написать несколько букв или слов с помощью пера и чернил. ...Сегодня мы редко вспоминаем, что в XIX веке и в помине не было такой привычной шариковой ручки. Школьники учились писать крючочки и палочки в грифельных тетрадях, при необходимости исправляя каракули. Только освоив простейшие навыки письма, дети могли пользоваться обычными, бумажными, тетрадями. Конечно, об использовании гусиных перьев и грифельных досок известно разве что из художественных произведений, а вот перьевыми чернильными ручками или их усовершенствованным вариантом — автоматической чернильной ручкой — писали не так давно. Обращаться с этой капризной вещицей было, поверьте, не так просто. Если сильнее, чем нужно, нажать на перо авторучки, вместо буквы появлялась корявая писулька или, что еще хуже, — клякса. Тогда вся работа насмарку — приходилось переписывать. О подобных казусах знаю не понаслышке. Из десяти чудесных школьных лет как минимум восемь пришлось пользоваться автоматической чернильной ручкой. Это было требование районо, в котором категорически не признавали революционного изобретения — шариковой ручки. Почему реферат в седьмом-восьмом классе по истории или географии необходимо было писать только чернилами строго определенного цвета?.. Трудно ответить. На робкие попытки учеников взбунтоваться учителя реагировали жестко: работы, написанные шариковой ручкой, попросту не принимались. В журнал автоматически заносилась двойка. Тут уж поневоле закусишь удила — и сделаешь так, как заведено в школе. Настаивать на отмене странных правил, придуманных неизвестно кем, было бесполезно. Прогресс в нашу школу, единственную в небольшом шахтерском городке на Украине, пришел в 1990-м. Ученикам наконец-то разрешили пользоваться шариковыми ручками. Теперь понимаю: требования учителей объяснялись простым стремлением выработать у нас каллиграфический почерк. Напрасная трата времени... В XIX веке умением красиво писать можно было зарабатывать на жизнь. Клерки вели корреспонденцию, бухгалтерские книги, канцелярские и юридические бумаги. В последние годы мало кто обращает внимание на особенности своего почерка. Некоторые ученые предполагают, что в скором времени люди разучатся писать от руки. Гораздо удобнее “набить” текст на компьютере, чем водить ручкой по бумаге... Гусиное, иногда воронье, лебединое или даже павлинье перья применяли для письма начиная с VII века. В 1943 году венгерский журналист Йозеф Ласло Биро получил патент на изобретение шариковой ручки. Однако новые пишущие приспособления, получившие название “биро”, около 10 лет не пользовались спросом. Ситуация изменилась в 1953-м, когда французский предприниматель Марсель Бик выпустил на мировой рынок недорогие одноразовые шариковыеручки
. В СССР экспериментальный вариант шариковой ручки появился в 1949 году. Массовый выпуск советских ручек начался только в 70-х.