Портал «Наука и технологии России» на протяжении нескольких лет ведет рубрику, в которой сообщается о таких научных открытиях, что серьезными назвать трудно. Исследования подобного рода обращают наше внимание на бытовые проблемы с необычной стороны. Можно по-разному относиться к сделанным учеными выводам, принимать их или нет, но, по крайней мере, задуматься они заставляют.Вот, например, как исследователи из Университета Колорадо объясняют, почему родителям бывает так трудно воспитывать малышей. Многие родители, пытаясь попросить своих детей что-то сделать, вынуждены повторять свои требования много раз подряд. Дети не всегда слушаются, а мамы и папы жалуются: «Как об стенку горох!». А дело все в том, пишет ScienceDaily, что мозг ребенка не умеет работать «на будущее», он склонен мыслить воспоминаниями.Среди ученых и родителей распространено мнение, что ребенок думает точно так же, как и взрослый, только чуть проще. Следовательно, считалось, что если дети не понимают родительского требования с первого раза, нужно терпеливо его повторять. Оказывается, такой способ воспитания неверен. Исследователи из Университета Колорадо в своей работе показали, что если информация, воспринимаемая ребенком, не ассоциируется у него с конкретной ситуацией, где она может быть применима, мозг малыша попросту игнорирует ее. Но не навсегда. Он откладывает ее в памяти до тех пор, пока не поймет, для чего она нужна.«Хорошая новость: когда мы что-то объясняем нашим детям, а они не понимают, рано говорить: «В одно ухо влетело, в другое вылетело! — комментирует руководитель исследования профессор психологии Юко Мунаката. — На самом деле информация, которую получает ребенок, никуда не вылетает, а успешно оседает в сознании. И переходит в необходимое действие. Но это происходит лишь потом, когда наступит ситуация, когда ребенку необходимо ее применить».В своей работе ученый коллектив Мунакаты решил использовать особые компьютерные игры для детей. Детям предлагалось поиграть, а то, как происходит при этом их мыслительный процесс, изучалось с помощью специальной техники, которая позволяла контролировать расширение и сужение зрачков глаз.В работе участвовали дети в возрасте от 3,5 до 8 лет. Действующими лицами компьютерной игры, в которую им предложили поиграть, были два персонажа популярных в США мультфильмов. В ходе этой игры предполагалось проверить, насколько дети способны прогнозировать какие-то ситуации, когда необходимо применить то или иное действие. Оказалось, что детям это очень трудно. Их мозг попросту не способен откладывать информацию «на будущее». Как же быть, как правильно воспитывать детей, чтобы они могли запоминать, что им нужно делать в том или ином случае? На это ученые дают совет.«Например, на улице похолодало, вы одеваете своего трехлетнего отпрыска на прогулку и объясняете, что ему нужно взять куртку, и вы думаете, что сейчас ребенок запомнит на будущее, что при холодной погоде куртка поможет ему не замерзнуть, — поясняет один из авторов работы. — Но в мозгу малыша происходит совсем иной процесс. Только замерзнув однажды, ваше чадо сможет понять, что верхняя одежда действительно помогает сохранять тепло. То есть мозг ребенка должен «погружаться в прошлое», но вряд ли будет мыслить о том, что может произойти с ним в будущем».Профессор Мунаката и его коллеги говорят, что не претендуют на звание специалистов по воспитанию детей. Но они считают, что результаты их исследования могут помочь папам и мамам наладить взаимопонимание со своими маленькими дочками и сыновьями. Чтобы малыш выполнил вашу просьбу, нужно каким-то образом заставить его четко представить ситуацию, к которой может привести его бездействие.
Женщины и алкоголь Девушки зачастую выпивают на вечеринках, чтобы стать раскованней и привлекательней для противоположного пола. Напрасно! Исследование психологов из США доказало, что трезвые женщины возбуждают мужчин сильнее. В ходе работы ученые опросили 3616 студентов двух крупных американских учебных заведений, юношей и девушек. Как выяснилось, представительницы прекрасного пола, чтобы расслабиться и познакомиться с кем-нибудь, не лишают себя возможности «выпить лишнего» на вечеринках. Однако многие из них даже не подозревают, насколько это не нравится парням.«Раньше считалось, что потребление алкоголя свойственно в первую очередь мужчинам. Однако в последние несколько лет ситуация начинает кардинально меняться, и женщины пьют все чаще, — говорит Джозеф Ла Бри, доктор психологии из Университета Лойолы. — Зачем женщинам алкоголь? Наше исследование доказало, что девушки зачастую выпивают, чтобы выглядеть более общительными и сексуально притягательными. И это их ошибка».В исследованиях Ла Бри и коллег участвовали студенты 18 - 25 лет из Лос-Анджелеса и Вашингтона. Девушек спросили, сколько алкоголя они обычно выпивают на вечеринках, зачем, и что, по их мнению, об этом думают мужчины. У представителей сильного пола, в свою очередь, поинтересовались, как они относятся к выпившим женщинам и сколько, по их оценкам, девушка может себе позволить выпить.Когда ученые закончили анкетирование, они проанализировали полученные результаты. Оказалось, что более 70 процентов респонденток позволяют себе иногда «перебрать» и считают, что их не портит количество выпитого. Большинство опрошенных студенток склоняются к мысли, что легкое опьянение даже украшает девушку. Так, 26 процентов полагают, что пять и больше порций спиртного — позволительная норма. А 16 процентов уверены, что состояние опьянения делает их более раскованными и сексуальными, и это может облегчить знакомство с парнями. Но что же сказали сами мужчины? Почти все молодые люди заявили, что женщине лучше вообще не потреблять спиртного, или пить его в минимальных количествах. Они признались, что трезвая женщина возбуждает гораздо сильнее.«Мы обнаружили огромное расхождение между мнениями полов, — говорит Ла Бри. Выяснилось, что девушки могут пить, чтобы познакомиться с парнями, и считают это нормальным. Это легко может объяснить, почему женского алкоголизма становится последнее время все больше. Мы считаем, что медики и психологи обязательно должны принять во внимание подобные наблюдения».
Следите за цифрами Когда мы занимаемся шопингом, нам часто приходится делать выбор между более дорогими и более дешевыми товарами. При этом чаще всего мы обращаем внимание лишь на первую цифру в сумме, обозначающей стоимость будущей покупки. Таким свойством человеческой психики активно пользуются продавцы. Как они это делают? Ответ на этот вопрос нашли ученые из США. «Покупатели, выбирая тот или иной товар, смотрят в первую очередь на первую цифру в сумме, обозначающей его стоимость, и именно на основе этой цифры делают вывод о том, могут ли позволить себе эту покупку», — пишут авторы работы, Кеннет Маннинг из Университета Колорадо и Дэвид Спротт из Университета Вашингтона.В рамках своего исследования Маннинг и Спротт провели эксперимент на группе добровольцев. Испытуемых попросили выбрать одну из двух шариковых ручек, ту, которую они готовы были бы купить. Им были предложены две ручки: одна стоимостью два доллара, а другая четыре доллара. Разумеется, подавляющее большинство участников эксперимента чаще изъявляли желание купить более дешевую шариковую ручку. Но удивительное дело, стоило исследователям снизить цену одной ручки хотя бы на один цент, как выбор испытуемых мог кардинально измениться! Если «покупателям» предлагались две ручки: одна стоимостью два доллара, а другая — три доллара и 99 центов, то 44 процента испытуемых выбирали более дорогой экземпляр. И наоборот: если снижалась на цент стоимость более дешевой ручки, то лишь 18 процентов испытуемых отдавали предпочтение той, что стоила четыре доллара.«Когда мы предложили участникам исследования две шариковые ручки, по цене доллар 99 центов и четыре доллара, они наиболее остро начинали ощущать разницу между их стоимостью. И в конечном счете делали свой выбор в пользу более дешевой покупки», — говорят авторы работы.Исследователи предположили, что при совершении покупок людям свойственно обращать внимание лишь на первую цифру в сумме. Между двумя долларами и долларом 99 центов разница всего в один цент. Но человеческий мозг ощущает «магию цифр» как разницу между двумя и одним долларом. Для подтверждения своих догадок Маннинг и Спротт провели исследование на двух более дорогих товарах — по 30 и по 40 долларов. Они снизили их цену до 29,99 и 39,99. «Когда мы показывали испытуемым эти товары и предлагали сделать выбор, оказалось, что снижение цены заставляло людей отдавать предпочтение более дорогому экземпляру», — говорят авторы работы. Таким образом, результаты эксперимента полностью согласуются с предыдущими выводами ученых.«Потребитель должен знать о существующей склонности нашей психики наилучшим образом воспринимать ту цифру в числе, что стоит левее. Возможно, это сделает людей более объективными при совершении покупок», — пишут исследователи. Так становится понятно, почему в магазинах можно так часто встретить ценники с суммами вроде «899 рублей». Возможно, это попытка продавцов манипулировать нашим сознанием.